Статья 213 Трудового кодекса РФ устанавливает для водителей медорганизаций обязательные предварительные (при приеме на работу) и периодические медосмотры. А п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" уточняет, что водители автотранспорта должны проходить медицинские осмотры перед рейсом и после, а также текущие медицинские осмотры.
В статье мы поговорим о медосмотрах водителей "скорой помощи" перед рейсом.
Как учесть расходы на медосмотр водителей
Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ, медицинские осмотры, предусмотренные трудовым законодательством, проводят за счет средств работодателя. Поэтому в целях налогообложения прибыли расходы на оплату услуг медицинских учреждений за осмотры сотрудников принимаются согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (как расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности). На этом же основании принимаются расходы медорганизаций по оборудованию специальных помещений, предназначенных для проведения предрейсовых осмотров водителей, если организация проводит такие медосмотры сама. Минимальный перечень предметов, которыми должны быть оснащены помещения для проведения предрейсовых медосмотров водителей, приведен в п. 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Это Приложение N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", приведенным в Письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 (далее - Письмо Минздрава России N 2510/9468-03-32). В целях налогообложения прибыли также принимаются расходы на содержание и эксплуатацию указанного помещения, его ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и инвентаря (пп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ).
Согласно пп. "г" п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (приведено в Приложении к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15), время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом в рейс и после возвращения с него включается в состав рабочего времени. Таким образом, время, потраченное водителем на прохождение медосмотра, оплачивается ему на общих основаниях. И соответственно оплата за это время учитывается в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Учитывая, что необходимость проведения предрейсовых медосмотров закреплена законодательством, расходы на их оплату не включаются в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, на эту сумму также не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Какая ответственность предусмотрена за проведение медосмотра
Проведение предрейсового медосмотра должна контролировать администрация медорганизации или территориального (ведомственного) лечебно-профилактического учреждения, которое проводит такой осмотр.
За нарушения при медосмотрах предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. К ней могут быть привлечены медорганизации и их руководители, медперсонал, осуществляющий осмотр, а также иные лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей. Так, уголовная ответственность, которая применяется в данном случае, установлена п. 1 ст. 143 Уголовного кодекса РФ.
Примечание. В каких случаях водителя нельзя допустить к рейсу?
Вот эти случаи:
- у водителя есть симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 град. C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);
- у водителя повышена или понижена частота сердечных сокращений и изменено артериальное давление выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;
- водитель находится под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.
Для нарушителя ошибки в медосмотре могут обернуться штрафом в размере до 200 000 руб., в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, исправительными работами на срок до 2 лет и даже лишением свободы на срок до 1 года.
Если нарушение правил повлекло по неосторожности смерть человека, то виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
Если нарушение правил охраны труда, связанное с организацией и проведением предрейсовых медосмотров водителей, не причинило вреда жизни и здоровью человека, виновника привлекут к административной ответственности.
По статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с него взыщут штраф в размере от 5 до 50 МРОТ. Правда, если это не первая ошибка, то нарушителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность для медперсонала за нарушение порядка проведения предрейсовых медосмотров установлена Письмом Минздрава России N 2510/9468-03-32.
Что делать, если водитель отказался проходить медосмотр
Принудить водителя к прохождению медосмотра медорганизация, конечно же, не может. Но в этом случае она обязана отстранить водителя от работы (ст. 76 Трудового кодекса РФ). Причем отказ или уклонение водителя от прохождения медосмотра без уважительных причин могут быть отнесены к нарушениям трудовой дисциплины.
Тэги: медосмотр, водителей, предрейсовы, после рейса.